Зарецкий Даниэль (орган)

 

Один из самых востребованных современных органистов. Лауреат Всероссийского открытого конкурса органистов (1991, I премия), Международного конкурса органистов в Германии, дипломант международных конкурсов в Италии и Финляндии. Профессор Санкт-Петербургской консерватории и Санкт-Петербургского государственного университета.

Ведёт активную концертную деятельность с 1986 года. Выступал почти во всех городах бывшего СССР, где установлены органы. Гастролировал во многих странах Европы, а также в США, Израиле, Австралии, Китае, Японии и – первым из российских органистов – в Южной Америке (Бразилия, Уругвай, Аргентина). Участвовал в престижных органных фестивалях.

«История моей любви к органу, – рассказывает музыкант, – началась, когда меня, шестилетнего, родители привели на концерт в Домский собор Риги. Впечатление оказалось настолько грандиозным, что сразу были скуплены все пластинки, и появилась мечта – хоть когда-нибудь научиться управлять этим удивительным “государством”… Для меня орган был детской волшебной мечтой, которая исполнилась».

Даниэль Зарецкий окончил Ленинградскую консерваторию (класс органа Нины Оксентян, класс фортепиано Эдуарда Базанова), затем аспирантуру Казанской консерватории (класс Рубина Абдуллина) и Академии Сибелиуса в Хельсинки (класс Кари Юссила). Принимал участие в мастер-классах известных европейских органистов, таких как Ги Бове, Жан Гийу, Мари Клер Ален, Харальд Фогель, Людгер Ломанн, Пит Кее, Юн Лауквик, Зигмунд Сатмари.

В 1997–2007 годах – органист Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. В 2000 году исполнил в цикле концертов все органные сочинения И.С. Баха (к 250-летию со дня смерти композитора). Из знаменитых органов Запада, на которых ему довелось играть, особо выделяет инструмент в Домском соборе Риги, английский орган в австралийском Мельбурне и выступление в Кёльнском соборе: «Там два органа: один более старый, другой новый, который “свисает” с потолка, поскольку нельзя было вносить изменения в архитектуру старинного храма. Когда на нём играешь, возникает ощущение бесконечно продлённого парения. А ещё там есть органный пульт, с помощью которого можно играть сразу на двух инструментах! Это даёт просто неисчерпаемые звуковые возможности».

Д. Зарецкий выступил в качестве главного консультанта ряда проектов по строительству новых органов и реставрации исторических инструментов в России и за рубежом. Музыкант поражает доскональным знанием всех органов, установленных в концертных залах и храмах Санкт-Петербурга, и практически всех органов России: «Все инструменты абсолютно разные, у каждого свой неповторимый голос, и изготовлены они разными фирмами».

Концерты Даниэля Зарецкого неоднократно транслировались радио и телевидением в России, Германии, Швейцарии, Дании, Финляндии, Латвии. Музыкант записал семь компакт-дисков.

Успешно совмещает концертную деятельность с преподаванием. В 2002–2007 годах вёл класс органа в Нижегородской консерватории. С 2006 года – профессор кафедры органа, клавесина и карильона Факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. С 2007 года – доцент, а с 2011 – заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории. Многие ученики Даниэля Зарецкого стали лауреатами международных и всероссийских конкурсов.

Д. Зарецкий проводил мастер-классы в ряде стран Европы, в США, Японии, Китае, Австралии. Участвовал в работе жюри престижных международных конкурсов органистов.

Музыкант убеждён: «На органе звучит даже балетная музыка Чайковского! Вообще органный репертуар неисчерпаем – каждый слушатель всегда может найти для себя что-то интересное. В наши дни проводятся даже джазовые органные фестивали, например в Челябинске. У композиторов, которые пишут для органа, есть замечательные джазовые сочинения, которые отлично звучат».

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!