Фортепианный дуэт: Даниил Крамер и Валерий Гроховский

 

Пианисты-джазмены Даниил Крамер и Валерий Гроховский — давние друзья и партнёры по сцене. Оба получили фундаментальное академическое образование, оба хорошо известны в России и за рубежом, оба обладают исключительным даром импровизации и артистическим обаянием, оба преподают и многое делают для популяризации джаза. Музыканты успешно реализовали себя как солисты, участники различных ансамблей и организаторы джазовых фестивалей, достаточно успешны они также на композиторском и педагогическом поприщах. Кроме того, они ровесники (родились в 1960 году) и почти одновременно окончили фортепианный факультет Института им. Гнесиных (Крамер — в 1983 году, Гроховский — в 1984-м).

Дуэт Крамера и Гроховского сложился в 2001 году и с тех пор дал несколько сотен концертов по всей России и за рубежом. В своих концертных программах пианисты успешно объединяют наследие классиков, язык джаза и присущую ему импровизационность. Порой они выступают в жанре «джазовой дуэли», под которой подразумевается, скорее, общение родственных музыкальных душ, влюблённых в джаз.

Даниил Крамер поясняет: «Мы не постоянный, но достаточно часто и регулярно встречающийся состав, то есть мы два самостоятельных музыканта, которые любят играть вместе. У нас в репертуаре есть и джаз, и джазовое прочтение классической музыки. Есть Шопен, Бетховен, Моцарт, Мендельсон, Чайковский. Но самое главное — мы просто любим играть вместе и у нас это хорошо получается… Соревнование — часть смысла фортепианного джазового дуэта. Такой весёлый дружеский бой, и мне это очень нравится. Мы иногда подначиваем друг друга, иногда дополняем».

Валерий Гроховский отмечает: «Искусство фортепианного дуэта — это самая сложнейшая форма музицирования, потому что два одинаковых рояля, два одинаковых инструмента. И, конечно, у каждого есть ответственность очень внимательного диалога. Мы не должны друг другу мешать, мы должны друг друга выслушать».

Многолетняя тесная дружба коллег по цеху и друзей-однокашников способствует их доверительному и лёгкому тону общения. Сами музыканты шутливо называют себя «Холерик и Валерик», а раньше у дуэта было другое название, также полное самоиронии, — «Завкафдо» (в определённый момент оба музыканта были доцентами и заведующими кафедрами в вузах). Крамер говорит: «Невозможно играть вместе и при этом не дружить в жизни. Дружим много лет, не помешало даже расстояние, когда Валера долго жил в Америке… В начале 2000-х годов я выступал в Париже, в зале имени Корто. После концерта ко мне в гримёрку зашёл Валера. Так всё и завертелось. Валерий — король игры в редких джазовых стилях, он владеет сложными техниками игры, доступными избранным музыкантам. И вскоре мы отправились показывать мастерство в свой первый тур по России».

Даниил Крамер

Народный артист России. Один из самых известных российских джазменов. Пианист, аранжировщик, композитор, педагог, телеведущий, общественный деятель. Лауреат Европейской премии им. Густава Малера (2000), почётный член Сиднейского профессионального джазового клуба. Арт-директор ряда джазовых фестивалей в различных городах России.

Получил образование в Институте им. Гнесиных как пианист академического направления (класс профессора Е. Либермана). В студенческие годы серьёзно увлекся джазом, и эти занятия увенчались I премией на конкурсе джазовых пианистов-импровизаторов в Вильнюсе (1982). В 1983 году стал солистом Московской филармонии, в 1986 году — солистом Москонцерта. С 1984 года активно гастролирует, принимая участие во всех отечественных джазовых фестивалях и во многих зарубежных джазовых форумах.

С середины 1990-х годов организует концертные циклы под общими названиями «Джазовая музыка в академических залах», «Вечера джаза с Даниилом Крамером», «Классика и джаз», которые проходят в Москве и филармонических залах многих городов России. Сотрудничает с теле- и радиокомпаниями, принимая участие в различных музыкальных проектах.  С 2017 года — автор и ведущий программы «Истинная роль» на канале ОТР.

С 1980-х годов начал преподавать в Институте им. Гнесиных. В 1994 году впервые в истории Московской консерватории открыл в ней класс джазовой импровизации; в том же году начал сотрудничать с Международным благотворительным фондом «Новые имена» как куратор классико-джазового направления. Автор сборников джазовых пьес и обработок джазовых тем. В настоящее время — заведующий кафедрой инструментов эстрадного оркестра Института современного искусства, профессор.

Валерий Гроховский

Пианист, педагог, композитор, аранжировщик. Выступает на концертных площадках Европы, США и России. По отзывам международной прессы, свободно и «без акцента» разговаривает сразу на двух языках — классическом и джазовом. Лауреат международного конкурса им. Ф. Бузони в Больцано (Италия, 1989) и международного конкурса пианистов в Цинциннати (США, 1990), на которых завоевал авторитет как академический пианист.

Родился в семье известного композитора и дирижёра Александра Гроховского. Окончил Музыкальное училище им. Гнесиных и фортепианный факультет Института им. Гнесиных (класс профессора А. Александрова). Во время учебы серьёзно занялся изучением джаза, овладев большим репертуаром. После стажировки в Иллинойском институте (США, 1990) был приглашён на должность профессора фортепиано в Техасский университет, где преподавал около десяти лет. В 2001–2009 годах проживал во Франции, гастролируя по всему миру; в те же годы начал всё чаще появляться на российских сценах.

В настоящее время концертирует как солист и в составе джазового ансамбля. Сотрудничал с известными российскими джазовыми музыкантами — Анатолием Кроллом, Игорем Бутманом, Сергеем Манукяном, Даниилом Крамером, Игорем Бойко, Сабиной Вартановой, Игорем Брилем, Аркадием Фиглиным. Вёл в Свердловской филармонии авторский джазовый абонемент (2007–2010), выступал с Уральским молодёжным симфоническим оркестром. Записал более 20 альбомов классической и джазовой музыки, часть из которых выпущена фирмой Naxos. Создал музыку к нескольким зарубежным фильмам и российским телесериалам.

Совмещает активную концертную деятельность с преподаванием. С 2013 года заведовал кафедрой инструментального джазового исполнительства Академии им. Гнесиных. В настоящее время — проректор и декан факультета музыкального искусства эстрады РАМ им. Гнесиных, директор Музыкального училища им. Гнесиных.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!