Никифорчин Иван

Дирижёр Государственной академической симфонической капеллы России. Выступает с ведущими оркестровыми коллективами страны. В 2021 году дебютировал как оперный дирижёр в Большом театре («Дон Жуан» Моцарта), в 2022-м стал дирижёром-постановщиком балета «Щелкунчик» в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Лауреат I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров им. С.В. Рахманинова (Москва, 2022, II премия и Серебряная медаль). Удостоен Международной премии им. Бориса Чайковского (2019, за интерпретации русской камерно-оркестровой музыки ХХ столетия) и Гран-при Международного фестиваля современного искусства «Magnum Opus» (Псков, 2021, за мировую премьеру Сюиты для симфонического оркестра М. Вайнберга).

Родился в 1995 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру МГК, где обучался под руководством профессоров Валерия Полянского (оперно-симфоническое дирижирование) и Юрия Абдокова (композиция, оркестровка, история оркестровых стилей). Участвовал в мастер-классах Юрия Темирканова, Василия Петренко и других дирижёров. С 2022 года преподаёт оперно-симфоническое дирижирование в Московской консерватории. С февраля 2022 по июнь 2023 года был художественным руководителем симфонического оркестра колледжа Московского института музыки им. А.Г. Шнитке.

Иван Никифорчин — основатель, художественный руководитель и главный дирижёр «Академии Русской Музыки», объединяющей камерный оркестр и хор. В репертуаре коллектива — сочинения широкого историко-стилевого спектра: от Монтеверди, Шютца, Баха, Пёрселла, Моцарта, Бетховена до Элгара, Малера, Шёнберга, Бриттена, Мессиана и других классиков XX века. «АРМ» осуществила российские премьеры оркестровых опусов О. Респиги, П. Хиндемита, В. Лютославского, Дж. Финци и других композиторов. Центральное место в программах коллектива занимают оркестровые сочинения российских композиторов XX–XXI столетий: Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Б. Чайковского, Г. Галынина, Г. Попова, Г. Уствольской, Ю. Абдокова, а также практически все транскрипции Рудольфа Баршая. Впервые после премьер Баршая 1960-х годов Иван Никифорчин исполнил многие партитуры Н. Пейко, Р. Бунина, М. Вайнберга, А. Локшина, А. Волконского и других авторов. Руководит оркестровым абонементом Московского международного Дома музыки «Великие страницы русской музыки ХХ столетия».

Дирижёр активно сотрудничает с Международной творческой мастерской Юрия Абдокова «Terra Musica» (Россия — Германия — Италия) и Обществом Бориса Чайковского, под эгидой которых осуществил первую в мире запись всех камерно-оркестровых и ансамблевых произведений Германа Галынина, а также впервые записал полное собрание хоровых сочинений Анатолия Лядова (оба диска вышли под британским лейблом «Toccata Classics»). За эти альбомы музыкант дважды удостоен Международной премии «Чистый звук» (2021, I и II премии). Эти же записи были названы в числе «Дисков года» на интернет-портале «Music Web International».

Американский журнал «Fanfare» писал о диске с музыкой А. Лядова: «Для многих эта запись станет настоящим потрясением, как это было в случае со мной… Камерный хор „Академия Русской Музыки“ Ивана Никифорчина немедленно захватывает внимание своей потрясающей передачей текста, в сочетании с совершенным владением тонкой динамической нюансировкой... Это уникальный певческий стиль! Звук такого качества, какого я последнее время не слышал... Это потрясающий диск, всецело заслуживающий успеха, и я безоговорочно рекомендую его всем интересующимся хоровой музыкой, русской музыкой, и музыкой вообще…»

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!