Хор и оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

 

Симфонический оркестр

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга исторически является наследником первого русского государственного симфонического оркестра, основанного в 1882 году. Состав оркестра формировался из учеников оркестровых классов Придворной певческой капеллы, которой руководили М. А. Балакирев и Н. А. Римский-Корсаков.

В первые годы деятельность оркестра была связана исключительно с жизнью Императорского двора. В то же время, наряду с танцевально-развлекательной и салонной музыкой, оркестр исполнял сочинения русских и западноевропейских композиторов: Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Бетховена, Берлиоза, Бизе, Дворжака, Вагнера, Листа.

С 1902 года в концертном зале Капеллы оркестр начал регулярно проводить просветительские концерты, где впервые были сыграны сочинения Р. Штрауса, Стравинского, Малера, Брукнера. За дирижерским пультом оркестра побывали Рихард Штраус, Густав Малер, Артур Никиш, Александр Глазунов, Николай Черепнин. Появились монографические концерты из музыки Моцарта, Аренского, Шумана, Бородина, Львова, Римского-Корсакова, Гайдна, Листа, Брамса. Были проведены абонементные циклы из западноевропейской и русской музыки для учащейся молодежи.

После революции 1917 года оркестр, получив статус государственного, продолжил активную концертную деятельность. В 1921 году на базе бывших Придворных хора и оркестра была образована Филармония.

Свою деятельность Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга после 70-летней исторической паузы продолжил в 1991 году. Он наследует традиции Придворного оркестра; состоит из воспитанников петербургской музыкальной школы; пользуется признанием и широких слушательских кругов Германии, Швейцарии, Франции, Греции, Голландии, Бельгии, Испании, Финляндии; сотрудничает с выдающимися дирижерами и исполнителями. Более 50 компакт-дисков, в создании которых принимал участие оркестр Капеллы, изданы в разных странах мира.

Своей основной задачей Симфонический оркестр Капеллы считает исполнение русской музыки, в частности – незаслуженно забытых произведений.

 

Хор (певческая капелла)

Певческая капелла Санкт-Петербурга ведет свою историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учрежден хор Государевых певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором России и колыбелью русского хорового искусства. В 1701 году хор был переименован в Придворный, а в 1703 году принял участие в торжествах по случаю основания Петром I Санкт-Петербурга. В 1763 году Придворный хор указом Екатерины II переименован в Императорскую придворную певческую капеллу.

В разное время с хором работали выдающиеся музыканты: М.И. Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, Д.С. Бортнянский, М.Ф. Полторацкий, А.Ф. Львов, А.С. Аренский, Г.Я. Ломакин, М.Г. Климов, П.А. Богданов и др. С 1974 года Капеллой руководит народный артист СССР Владислав Чернушенко.

Силами Владислава Чернушенко и Певческой капеллы возвращен к жизни ценнейший пласт отечественной культуры – творения русской духовной музыки. Также вновь зазвучали партесные концерты ХVII–ХVIII веков, канты петровской эпохи, хоровые обработки русской народной песни. Важное место в репертуаре Капеллы занимают произведения современных композиторов.

На протяжении многовековой истории Певческая капелла была ансамблем, с равным мастерством исполнявшим как произведения для хора a cappella, так и ораториально-кантатные сочинения с сопровождением оркестра. Хор капеллы ведет активную концертную жизнь в России и за рубежом, принимает  участие в международных фестивалях.

Капелла оказала огромное влияние на развитие русской музыкальной культуры и явилась важнейшим источником музыкального образования в России, содействовала созданию новых хоровых произведений и стала крупной профессиональной школой, воспитавшей многочисленные кадры дирижеров и артистов.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!