Совершаем культурный прорыв с создателем музыкального «программирования»!
Концерт в двух отделениях (120 минут)
Описание
Можно не быть супер популярным композитором, но если ты создал нечто новое, тебя уже точно не забудут. В 2024 музыкальный мир отмечает юбилей Арнольда Шёнберга. Какие ассоциации сейчас появились в вашей голове? Что-то туманное из позднего романтизма? Или колючий «авангард» 20 века? Если не появилось ничего — это тоже нормально. Потому что музыке Шёнберга сложно найти точное определение.
Сначала он был романтиком: сочинение «Просветлённая ночь» полна дурманящей красоты вагнеровских мелодий. На одной из первых репетиций в 1903 Шёнберг познакомился с Малером и до конца жизни считал его «святым», величайшим композитором.
Но через несколько лет Шёнберг с расчетливостью программиста создаёт систему, где музыка рождается не из души композитора, а кодируется (именно так!) из различных звуковых наборов. «Пять пьес» для оркестра были написаны в 1909, а первый язык программирования появился только в 50-х. К тому времени «серийная техника» Шёнберга обрела последователей и навсегда вошла в историю музыки.
Как понимать «код» Шёнберга? Ключ к разгадке точно есть у Артёма Варгафтика, который знает о музыке то, чего не знает интернет…
Программа концерта
- Вагнер. Вступление к опере «Тристан и Изольда»
- Шёнберг. Секстет «Просветленная ночь» (фрагмент)
- Малер. Симфония № 9 (III часть, фрагмент)
- Шёнберг. «Предчувствие» из цикла «Пять пьес», op. 16
- Веберн. Симфония, op. 21
- Шёнберг. Вариации, op. 31
- Берг. Марш из цикла «Три пьесы», op. 6
Узнайте, какие сочинения родились в один год с Арнольдом Шёнбергом на следующем концерте «Хит-парад 1874» из цикла «Известное и неизвестное с Артёмом Варгафтиком».