79. Фанни и Роберт

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
3 июля 2022, воскресенье, 12:30, Дом музыки, Екатеринбург
Камерные программы
Пушкинская карта

У Мендельсона была сверхгениальная сестра с прелестным именем Фанни. Знакомьтесь с ней и встречайте «старого знакомого» — Роберта Шумана.

Концерт в одном отделении (45 минут).

Описание

Фанни Мендельсон (1805–1847) была на три года старше своего брата Феликса. Она получила блестящее музыкальное образование, а её пианистические способности были сопоставимы с Кларой Шуман. Однако, следуя общественным нормам того времени, отец твёрдо заявил ей, что она не должна стремиться к профессиональной карьере; для неё, в отличие от её брата, музыка может быть только «украшением». Глотком свежего воздуха для Фанни стал её брак с художником Вильгельмом Хензелем. Он был покорён талантом жены, поощрял её дарования и открыл для любимой музыкальный салон, где она могла организовывать концерты. И она писала – много, жадно, лишь изредка играя свои произведения в семейном кругу.

Истинное композиторское наследие Фанни Мендельсон обнаруживается только сейчас. Оказалось, что некоторые её произведения ранее приписывались Феликсу и были изданы под его именем. Всего она создала не менее 450 композиций и набросков. 

Её единственный Струнный квартет ми-бемоль мажор (1834) – едва ли не первый из сохранившихся квартетов, написанных женщиной, – был опубликован лишь в 1988 году. В течение последних трёх десятилетий он постепенно входил в репертуар, и теперь занимает достойное место рядом с лучшими сочинениями в этом жанре Шуберта, Мендельсона и Шумана.

Сама Фанни с удивлением размышляла о том, каким образом она, «неэксцентричный и чрезмерно сентиментальный человек», написала столь экстраординарное, рапсодическое по форме произведение – вероятно, из-за того, что ещё ребёнком столкнулась с «чрезвычайно эмоциональным» стилем Бетховена. Своё почтение к Бетховену она выразила через отсылку к его Квартету № 10 и скерцо Симфонии № 5, свою любовь к брату – через сходство с началом его Квартета № 1. «Сердце» её произведения – третья часть, Романс, пронзительная «песнь без слов». Степень свободы и фантазийности, которую Фанни искала в своей музыке, отличает её стиль от классически-элегантного звукового мира её брата.

Фанни Мендельсон (Хензель). Струнный квартет ми-бемоль мажор:

1. Adagio ma non troppo
2. Allegretto
3. Romanze
4. Allegro molto vivace

Роберт Шуман (1810–1856) отлично знал квартетную литературу, но весной 1842 года, решив испробовать свои силы в этом жанре, он на два месяца засел за штудирование квартетов Моцарта и Бетховена. Эту область музыки он всегда воспринимал как некий «эталон» композиторского мастерства и долго не решался к ней подступиться. И вот, наконец, в 1842 году он «взял высоту», в июне-июле создав сразу три струнных квартета ор. 41: первый занял около 5 дней, второй – около 6-ти, третий потребовал около 20 дней. 

Первое исполнение состоялось 13 сентября, в день 23-летия его жены Клары, несколько последующих – в домашней обстановке у первого скрипача оркестра Гевандхауза Фердинанда Давида. Мендельсоном и другими крупными музыкантами Лейпцига эти квартеты сразу были восприняты как первоклассное достижение Шумана. Автор тоже был доволен своими детищами: «я не жалел усилий, – писал он приятелю, – чтобы сделать что-нибудь действительно стоящее, и я часто думаю – это моё лучшее». Первые части всех трёх квартетов светлые, ласково певучие, «счастливые», а медленные третьи – вдохновенны и поэтичны. В 1842 году ещё в разгаре была весна личной жизни Шумана, и это состояние с полнотой выразилось в квартетах. Опубликованы сочинения были в 1843 году с посвящением Феликсу Мендельсону («с искренним уважением»).

Шуман. Струнный квартет ля минор, ор. 41 № 1:

1. Introduzione. Andante espressivo – Allegro
2. Scherzo. Presto – Intermezzo
3. Adagio
4. Presto

Программа концерта

  • Мендельсон Ф. Струнный квартет ми-бемоль мажор
  • Шуман. Струнный квартет № 1 ля минор, op. 41/1

   


Дубль концерта: 

№ 65 (2 июля, 19:15, Камерный театр)


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!