32. Женевские колокола

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
2 июля, суббота, 10:15, Зал Маклецкого, Екатеринбург
Камерные программы
Пушкинская карта

Совершите романтическое путешествие в Швейцарию, вслед за Листом и его возлюбленной Мари д’Агу.

Концерт в одном отделении (50 минут).

Описание

В октябре 2019 года в малом зале «Зарядье» состоялся концерт, который стал настоящей сенсацией: полный цикл Ференца Листа «Годы странствий» был сыгран за один вечер! Не многие пианисты, даже маститые и знаменитые, отваживаются пуститься в столь рискованное «путешествие». Юрий Фаворин решился, и фирма «Мелодия» осуществила запись этого концерта. Пианист уже давно пропагандирует сочинения Листа, видя в нём, прежде всего, не автора броских виртуозных творений, а гениального композитора-мыслителя.

Цикл пьес, объединённых общим заглавием «Годы странствий», Лист создавал на протяжении почти всей творческой жизни. Импульс ему дали путешествия по Швейцарии и Италии во второй половине 1830-х годов, а название (в оригинале – «Годы паломничества») было навеяно поэмой Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Постепенно родились три «года» этого громадного цикла: «швейцарский» и два «итальянских». Они стали символами трёх высших в романтическом миропонимании сфер: Природа («Швейцария») – Искусство («Италия») – Религия (третий год).

Период создания «Первого года» («Швейцария») был для композитора счастливым. В 1833 году он познакомился с писательницей Мари д’Агу, которая пленила его сердце. Во время большого турне с возлюбленной Лист начал создавать серию пьес «Альбом путешественника», впоследствии переработанную в «Годы странствий». Заглавный лист каждой пьесы, помимо поэтических эпиграфов (большинство из них заимствовано из поэмы Байрона), содержал рисунок, специально выполненный художником Кречмером. Природа Швейцарии в ХIХ веке воспринималась как воплощение первозданной красоты, успокаивающей и умиротворяющей. Большинство пьес «Первого года» принадлежат этому идиллическому миру, наполнены юношеским восторгом, поэтическим воодушевлением. «Различные виды природы и связанные с ней сцены не проходили перед моими глазами… а глубоко волновали мою душу», – признавался композитор.

1. «Часовня Вильгельма Телля». Эпиграфом к пьесе послужила клятва швейцарских повста

нцев: «Один за всех, все за одного». Тем самым Швейцария сразу же предстает как страна не только могучей природы, но и свободолюбивого народа. 

2. «На Валленштадском озере». Об этой композиции Мари д’Агу оставила поэтичное воспоминание: «Мы задержались на берегу Валленштадского озера. Франц сочинил для меня меланхолическую пьесу, которая подражала вздохам волн и взмахам вёсел, и которую я никогда не могла слушать без слёз».

3. «Пастораль». В музыке этой пьесы, украшенной мотивами народных песен, отражена не только красота горной природы, но и прелесть простой сельской жизни.

4. «У родника». Эпиграфом к этому экспромту Лист взял поэтические строки Шиллера: «У шелестящей прохлады начинаются игры юной натуры».

5. «Гроза». Эпиграфом выбраны байроновские строки: «Где ваш предел, о бури? Звучат порой в сердечной глубине? Иль ваши, как орлов, жилища в вышине?» Нарушение природной гармонии вызывает выход за рамки миниатюры к поэмной композиции.

6. «Долина Обермана» навеяна эпистолярным романом французского писателя Сенанкура, центральный персонаж которого, Оберман, – характерный тип разочарованного героя. В качестве эпиграфа Лист приводит цитату из романа: «Чего я хочу? Что я такое?». Пьеса построена на чередовании контрастных разделов, в течение которых одна и та же тема олицетворяет то печальный монолог героя, то его возвышенные мечты, то передаёт жизненные бури, то становится гимном любви и счастью. Однако в момент кульминации ликование внезапно обрывается, уступая место первоначальному вопросу. 

7. «Эклога». В поэзии этим понятием обозначается стихотворение на пасторальную тему, разновидность «идиллии». Эпиграфом к светлой идиллической пьесе, в которой ясно прослушиваются напевы пастушьих наигрышей, стали также поэтические строки лорда Байрона.

8. «Тоска по родине» отмечена меланхоличным настроением, которое композитору навеяли воспоминания о покинутой отчизне.

9. «Женевские колокола» обозначены композитором как «ноктюрн» и создают впечатление раскинувшегося вокруг безграничного простора.

Программа концерта

  • Лист. «Годы странствий», том I «Швейцария»

   

Интересное с прошлых концертов
Звезды XXI века: Юрий Фаворин
Уральский академический филармонический оркестр, «Петрушка» (21 октября 2016)

2016-10-21s

rtmp://sgaf-htvod-rts.cdn.ngenix.net/vod/_definst_/sgaf/2016-10-21s.mp4

https://sgaf-htvod.cdn.ngenix.net/vod/_definst_/sgaf/2016-10-21s.mp4/playlist.m3u8

Все видео