60. Сонеты Петрарки

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
2 июля, суббота, 18:15, Камерный зал филармонии, Екатеринбург
Камерные программы
Пушкинская карта

Разделите восторг Листа от итальянской живописи, скульптуры и поэзии эпохи Возрождения!

Концерт в одном отделении (55 минут).

Описание

В октябре 2019 года в малом зале «Зарядье» состоялся концерт, который стал настоящей сенсацией: полный цикл Ференца Листа «Годы странствий» был сыгран за один вечер! Не многие пианисты, даже маститые и знаменитые, отваживаются пуститься в столь рискованное «путешествие». Юрий Фаворин решился, и фирма «Мелодия» осуществила запись этого концерта. Пианист уже давно пропагандирует сочинения Листа, видя в нём, прежде всего, не автора броских виртуозных творений, а гениального композитора-мыслителя.

Цикл пьес, объединённых общим заглавием «Годы странствий», Лист создавал на протяжении почти всей творческой жизни. Название (в оригинале – «Годы паломничества») было навеяно поэмой Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». История создания связана с большим путешествием, которое Лист совершил вместе со своей возлюбленной Мари д’Агу по Швейцарии и Италии во второй половине 1830-х. Постепенно родились три «года» этого громадного цикла: «швейцарский» и два «итальянских». Они стали символами трёх высших в романтическом миропонимании сфер: Природа («Швейцария») – Искусство («Италия») – Религия (третий год).

Содержание «Второго года» («Италия») целиком связано с впечатлениями композитора от произведений живописи, скульптуры и литературы эпохи Возрождения. Ещё никто до Листа не писал фортепианного цикла, воссоздающего образы искусства, к тому же так необычайно ярко, с живым ощущением прекрасного. Везде как бы незримо присутствует дух жизнелюбивой культуры Ренессанса. Вместе с тем альбом содержит глубокие контрасты, порождённые философским осмыслением жизни. Их размах очерчен уже в начальных двух пьесах и найдёт своё завершение в последней композиции «Италии».

1. «Обручение» навеяно знаменитым полотном Рафаэля, изображающим бракосочетание девы Марии с Иосифом. Репродукция картины, по желанию Листа, была помещена на титульном листе оригинального издания. Лёгкость пропорций, точное чувство ритма, гибкость и певучесть линий вместе с гармонией цветовой гаммы придают «Обручению» Рафаэля музыкальную завершённость. Пьеса Листа воплотила эту возвышенную чистоту библейских образов. 

2. «Мыслитель» – своеобразное «memento mогi» – написан под впечатлением от надгробной скульптуры Микеланджело в капелле Медичи во Флоренции. Четыре фигуры, расположенные у подножия статуи Лоренцо Медичи, представляют собой аллегории времени – Утро, День, Вечер и Ночь. Особенно значима последняя, символизирующая образ Смерти. Кроме репродукции скульптуры на заглавном листе произведения был напечатан трагический сонет Микеланджело: «Отрадно спать – отрадней камнем быть. О, в этот век – преступный и постыдный – Не жить, не чувствовать – удел завидный... Прошу: молчи – не смей меня будить». Скульптурное происхождение пьесы отразилось в скупой, аскетичной фактуре траурного марша. 

3. «Канцонетта Сальватора Розы» написана на основе подлинной мелодии, которую сочинил живший в XVII веке итальянский художник, гравёр, поэт и музыкант Сальватор Роза.

4, 5, 6. Три «Сонета Петрарки» (№ 47, 104 и 123) – кульминационное выражение любовной лирики Листа. Они воплотили страстность и красочность стихов итальянского поэта-гуманиста XIV века. Во многих изданиях перед пьесами приводится текст соответствующих сонетов Франческо Петрарки. Во всех трёх композициях ощущается вокальная основа: они поражают полнозвучным «певучим» звучанием фортепиано, и в каждой – три проведения темы подобны трём «куплетам».

7. Соната-фантазия «По прочтении Данте» – масштабное завершение «Второго года странствий» – опирается на сюжет из «Божественной комедии» Данте, которая давно занимала мысли Листа. Произведение создавалось дольше всех остальных «итальянских» пьес. Его основой послужил один из эпизодов дантовской поэмы – рассказ Франчески да Римини, несчастной молодой женщины, обманом выданной замуж за нелюбимого и поплатившейся жизнью за свою любовь. Композитор передал развитие всепоглощающего чувства на фоне мрачных картин Ада. В борьбе двух начал, несомненно, побеждает любовь – она торжествует даже в Аду, вопреки всему.

Программа концерта

  • Лист. «Годы странствий», том II «Италия»

   


Дубль концерта:

№ 76 (3 июля, 11:45, Камерный зал филармонии)


Интересное с прошлых концертов
Звезды XXI века: Юрий Фаворин
Уральский академический филармонический оркестр, «Петрушка» (21 октября 2016)

2016-10-21s

rtmp://sgaf-htvod-rts.cdn.ngenix.net/vod/_definst_/sgaf/2016-10-21s.mp4

https://sgaf-htvod.cdn.ngenix.net/vod/_definst_/sgaf/2016-10-21s.mp4/playlist.m3u8

Все видео