42. Мечта Шумана

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
2 июля, суббота, 13:00, Большой зал филармонии, Екатеринбург
Симфонический оркестр
Пушкинская карта

Бывает ли концерт «на вырост»? Да, если у автора нет для него подходящего виртуоза. Мечта исполнится спустя века!

Концерт в одном отделении (45 минут).

Описание

Роберт Шуман называл свой Виолончельный концерт (1850) «концертштюк», подчёркивая, что это произведение одночастное и виртуозное. Действительно, три части концерта исполняются без перерыва, образуя огромный монолог виолончели, в котором лаконичные оркестровые tutti словно бы расставляют знаки препинания. И хотя Шуман высказывался против виртуозности как самоцели, Концерт отнюдь её не лишен. При этом в нём представлена квинтэссенция романтического образа виолончели: её партия требует идеального «пения» и безупречно красивого звука, она окрашена в элегические оттенки.

Впервые произведение было исполнено 10 лет спустя после написания, когда автора уже не было в живых. С первых же шагов Концерт приобрёл репутацию музыки интересной, тонкой, эмоционально неуравновешенной и чрезвычайно трудной для солиста. Остаток ХІХ века и всё ХХ столетие выдающиеся солисты-виолончелисты каждый по-своему решали загадку, которую автор загадал этим сочинением. Многие из них не рисковали играть Концерт публично, иные напротив – добивались невероятной убедительности и силы воздействия на зал именно в этой музыке, с её необузданным порывом и в то же время пронзительной, щемящей рефлексией.

Ференц Лист вошёл в историю музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы, которая отражает тесную связь музыки и литературы. Наиболее широкую известность получила его симфоническая поэма «Прелюды» (1848–1854), программа которой навеяна одноимённым стихотворением французского поэта Ламартина:

«Жизнь наша не есть ли ряд прелюдий к той неизвестной песне, которой первая торжественная нота звучит в минуту смерти? Очаровательная заря каждого бытия – любовь; но в жизни каждого первая сладость счастья бывает часто нарушена грозой, бурей, которой смертельное дуновение разгоняет восторженные мечты, которой громы сжигают самый алтарь счастья. Душа, глубоко уязвлённая, по окончании этих смертоносных бурь, ищет приюта и успокоения в тихой, сельской жизни. Однако человек не осуждает себя навсегда оставаться в безмятежности, которая была для него отрадою на лоне природы; по первому призыву трубы мы летим занять своё место в рядах сражающихся, каково бы ни было поприще борьбы, и в этой борьбе находим полное сознание себя и полное обладание сил своих».

Лист, однако, значительно отошёл от содержащихся в стихотворении раздумий о бренности человеческого существования и создал музыку, полную героического, жизнеутверждающего пафоса. Произведение было впервые исполнено 23 февраля 1854 года в Веймаре под управлением автора. 

Программа концерта

  • Шуман. Концерт для виолончели с оркестром ля минор
  • Лист. «Прелюды»

   

Исполнители
Интересное с прошлых концертов
Европейский тур УАФО с Дмитрием Хворостовским
Культурный код: Дмитрий Лисс

Авторская программа Сергея Литовских:

Неформальный разговор с мастерами Музыки. Мысли о времени. О призвании. О судьбе. 
Неожиданные повороты биографии. Преемственность и новации. Личность и Вечность.

Подробнее о проекте и список всех выпусков

Все видео