18. Шопен. Дон Жуан

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
1 июля, пятница, 17:30, Большой зал филармонии, Екатеринбург
Симфонический оркестр
Пушкинская карта

Знакомьтесь с самым первым фортепианным шедевром 17-летнего Фридерика.

Концерт в одном отделении (50 минут).

Описание

Фредерик Шопен обращался к жанру вариаций на чужие темы лишь в юности – в пору увлечения блестящим салонным стилем. Часть подобных произведений была создана им, вероятно, в качестве «ученического задания» во время обучения композиции в Высшей школе музыки в Варшаве. Именно к этому периоду принадлежат Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан» (1827), написанные 17-летним музыкантом.

Жанр виртуозных вариаций на темы известных опер приобрёл огромную популярность в XIX веке. Автор удачного опуса мог мгновенно завоевать признание слушателей как композитор, а также имел возможность представить во всём блеске своё исполнительское мастерство. Именно в этом нуждался малоизвестный польский эмигрант, прибывший осенью 1831 года во Францию. В первом парижском концерте Шопен исполнил вариации на тему из «Дон Жуана» Моцарта. Присутствовавший на концерте Шуман в своей рецензии восторженно восклицал: «Шапки долой, господа, пред вами гений!»

Andante spianato и Большой блестящий полонез (1831–1835) знаменуют в творчестве Шопена вершину концертного стиля brilliant, достигшего расцвета к началу 1830-х годов. В полонезе первенство целиком и полностью принадлежит солисту, а оркестру отведена скромная роль аккомпаниатора. Вступительная часть – Andante spianato («spianato» в переводе с итальянского – «ровно») написана как большое фортепианное соло в характере баркаролы, безмятежное течение которой прерывает эпизод в ритме мазурки. Шопен, выведший полонез из салона на большую концертную эстраду, решил таким образом усилить национальный характер произведения, включив в композицию ещё один польский танец.

В блестящем Концертном рондо à la Krakoviak (1828), написанном 18-летним композитором, деревенский танец краковяк – стремительный, горделивый и темпераментный – обрёл поистине художественное воплощение. Ритмы польских народных танцев и песен таили для Шопена не меньшее богатство, чем жанры и выразительные средства профессиональной европейской традиции. Одним из первых он привнёс в западную музыку неизвестные ей славянские ритмы и интонации.

Программа концерта

  • Шопен. Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан» для фортепиано с оркестром
  • Шопен. Анданте спианато и большой блестящий полонез для фортепиано с оркестром, op. 22
  • Шопен. Краковяк, концертное рондо для фортепиано с оркестром фа мажор, op. 14

   

Интересное с прошлых концертов
#Филармония80: поздравление Рэма Урасина
День 5: Уральский молодежный симфонический оркестр
II Симфонический форум России (2012)
 
Уральский молодежный симфонический оркестр
Дирижер – лауреат международного конкурса Энхэ
Все видео