Концерт в двух отделениях (110 минут)
Описание
Написать концерт, чтобы сразить экзаменационную комиссию и получить престижную премию Антона Рубинштейна, — на подобное мог отважиться только Сергей Прокофьев! Он не только был признан лучшим пианистом выпуска, но и стал самым обсуждаемым выпускником Московской консерватории. Первый концерт вызвал бурю эмоций, колеблющихся от «К чёрту всю эту музыку футуристов!» до «Какая свежесть, какой темперамент и самобытность!» Именно за нескончаемый поток жизнерадостной энергии некоторые критики называли концерт «футбольным». Однако отрицательные отзывы не испугали молодого композитора. Он аккуратно «коллекционировал» их, остро и едко высмеивая в письмах к друзьям.
Спустя годы Первый концерт занял почётное место в репертуаре ведущих пианистов мира и продолжает оставаться одним из самых эффектных и ярких образцов этого жанра.
Первая, «Классическая» симфония у Сергея Прокофьева тоже оказывается не такой уж классической. По собственному признанию композитора, он хотел «подразнить гусей». Именно потому, что от него ждали очередного «музыкального хулиганства», он создал произведение в духе Гайдна. Но только прокофьевский Гайдн был его «современником» из XX века. В гармонии классического четырехчастного цикла, исполняемого гайдновским составом оркестра, вы встретите немало примеров прокофьевского озорства.
А самая что ни на есть классическая и русская — это Первая симфония Калинникова. В ней нет никакой литературной программы, но определенно есть ощущение русской природы, русского быта. Удивительно вспоминать сегодня, что эту традиционную в лучшем смысле музыку в свое время считали недопустимой, нарушающей все возможные правила композиции. Ее ругали до тех пор, пока она впервые не прозвучала и не получила овации восхищенных слушателей.
Программа концерта
- Прокофьев C. Симфония № 1 «Классическая»
- Прокофьев C. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
- Калинников. Симфония № 1