78. Чайковский и Танеев. Учитель и ученик

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
4 июля 2021, воскресенье, 12:45, Камерный театр, Екатеринбург
Хор

Концерт в одном отделении (45 минут)

Описание

Взаимоотношения Чайковского и Танеева — один из выдающихся примеров редкой по сердечности и доверительности дружбы двух композиторов. «Танеев был его учеником, но в ту эпоху казалось, что скорее он — наставник: он был как-то музыкально мудрее и рассудительнее — вспоминал критик Леонид Сабанеев. — Я уже тогда мог заметить, что Чайковский слушался Танеева. Постоянно поверял он ему свои творческие замыслы, сомненья и тревоги, приносил все только что написанное». 

Младший из музыкантов с благоговением относился к Учителю. Он принял большое участие в подготовке первой постановки оперы «Евгений Онегин». За Танеевым-пианистом остаётся заслуга первого исполнителя фортепианных концертов Чайковского и других его опусов. Именно он после смерти Петра Ильича разобрал его архив, доработал и инструментовал несколько сочинений. Их переписка на протяжении почти четверти века — интереснейший документ музыкальной истории.

В свою очередь, Чайковский высоко ценил композиторское дарование и человеческие качества младшего друга. Когда Московская консерватория нуждалась в новом авторитетном руководителе, Чайковский добился избрания директором Танеева, которому не исполнилось ещё и тридцати лет. В письме к фон Мекк он характеризовал своего воспитанника как «человека необычайной нравственной чистоты и высокой честности».

Создание в 1878 году Русского хорового общества способствовало развитию в России хорового искусства. Большая часть хорового творчества Чайковского рассчитана на пение без сопровождения, в том числе и немногочисленные хоры светского содержания. Они привлекают своей выразительной мелодикой, простотой и искренностью лирического чувства.

Танеев, как и Чайковский, обращался в своих сочинениях к стихам русских поэтов XIX века. Признанной вершиной являются его Двенадцать хоров a cappella на стихи Якова Полонского — едва ли первый в русской музыке хоровой цикл, состоящий из столь масштабных и серьёзных композиций, блистающих темброво-колористическими находками и излюбленными у Танеева полифоническими приёмами.

Исполнители
Интересное с прошлых концертов
Гастроли Симфонического хора во Франции
Мусоргский. «Сонное видение парубка» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Фрагмент концерта 8 июня 2019 года в программе I Уральского культурного форума

Уральский академический филармонический оркестр
Симфонический хор Свердловской филармонии
Дирижер – заслуженный деятель искусств России Андрей Петренко
Солист – Алексей Фролов (бас)

 

Все видео
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!