Паблик-ток с главным дирижером Уральского филармонического оркестра, художественным руководителем фестиваля «Евразия» Дмитрием Лиссом. В диалоге с ним – известный российский театральный критик, музыковед, эксперт и член жюри фестиваля «Золотая Маска» Лариса Барыкина.
Описание
Дмитрий Лисс – представитель московской дирижерской школы, выпускник класса Дмитрия Китаенко в Московской консерватории. В 1995 году он возглавил Уральский филармонический оркестр и вывел один из старейших симфонических коллективов России на новые творческие высоты.
Я никогда не мог смириться с тем, что оркестры делятся на столичные и остальные, на “первой свежести” и “второй свежести”. В свое время был возмущен, когда газета “Музыкальное обозрение” решила присудить мне премию как лучшему “провинциальному дирижеру” России. Я позвонил и сказал: “Если вы считаете, что меня нельзя назвать просто лучшим дирижером, то я подожду, буду расти”. Там даже не поняли, что меня так оскорбило. Не бывает дирижеров провинциальных и других. Бывают дирижеры и не дирижеры. Так же и с оркестрами. И когда мы навешиваем ярлык “провинциальный”, то это прямое оскорбление людей, живущих в провинции. Это как бы люди второго сорта. Я с этим всю жизнь боролся, и сам никогда не ощущал себя человеком провинциальным. Я уехал из Москвы, хотя у меня была возможность там остаться: пойти по стереотипному пути, как говорят, “зацепиться”. Но я уехал и об этом не пожалел.
Как сделать региональный оркестр узнаваемым? Актуален ли сегодня собственный стиль у оркестра? Можно ли найти компромисс между интересами публики и амбициями дирижера? Какие возможности открывает фестивальный формат и какой может быть в нем роль оркестра? Какие задачи решает фестиваль «Евразия», и чем он может быть интересен для слушателя?