84 Шоколадная симфония

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
14 июля, воскресенье, 11:30, ТЮЗ - Малый, Екатеринбург
Камерный оркестр

Описание

Дебюсси. Симфония си минор

Два дня назад ко мне приехал пианист из Парижа, только что окончивший курс консерватории с первой наградой. Я его выписала для летних занятий с детьми. Этот юноша играет хорошо со стороны виртуозности, техника у него блестящая…», – писала в 1880 году Петру Ильичу Чайковскому меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк. Речь в письме шла о Клоде Дебюсси.

Трижды Дебюсси получал приглашение от Мекк – вместе с ее семьей он путешествовал по Италии, гостил у нее в России, участвовал в её домашних концертах, играл по ее желанию Чайковского, Глинку, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского. В распоряжении Дебюсси была ее огромная нотная библиотека.

Во время этих визитов между Дебюсси и дочерью Н.Ф. фон Мекк, Соней, зародилась взаимная симпатия, которая постепенно переросла в более серьезное чувство. Попытка Дебюсси просить руки Сони окончилась резким отказом фон Мекк: «Дорогой месье... Помимо музыки я очень люблю лошадей. Но это вовсе не значит, что я готова породниться с конюхом...». Дебюсси со скандалом был выставлен за дверь.

Отъезд был столь поспешным, что молодой композитор даже не успел забрать свои вещи, в том числе – некоторые сочинения. Об одном из них стало известно только после его смерти. В 1933 году московский профессор математики К. Богушевский – страстный библиофил, приобрел у букиниста груду рукописных нот. Среди разрозненных листов оказалась нотная тетрадь с надписью на французском: «Ашиль Дебюсси, Симфония си минор для фортепиано в 4 руки». Сочинена она была в России, во время проживании у Надежды фон Мекк.

В этой очень небольшой симфонии можно уловить близость к русской музыке, но в ней уже заметен неповторимый стиль Дебюсси.

Вскоре советское Музыкальное издательство опубликовало эту найденную симфонию. Позже она была оркестрована американским композитором и аранжировщиком Тони Финно.

По материалам Александра Семенихина, 
научного сотрудника МУК Музей Подолье 
и Татьяны Дудиной «20 новелл из истории дома»

Гуле. Шоколадная симфония (2012)

  • Карамельный шоколад. Тягучая лирическая мелодия, сопровождаемая богатой и обволакивающей звучностью.
  • Темный шоколад. Экспрессивная хабанера желания и соблазнения, приправленная диссонансом горечи.
  • Мятный шоколад. Деликатная свежесть с ледяными звучностями.
  • Кофейный шоколад. Эспрессо с бразильским вкусом.
     

«Шоколадная симфония» современного канадского автора Максима Гуле – оркестровая сюита в четырех частях, каждая из которых посвящена определенному вкусу шоколада. У каждого вкуса – своя музыка.

Премьера произведения состоялась в Канаде, после чего «Шоколадная симфония» звучала в Чехии, Франции, США, Аргентине, Бразилии, Новой Зеландии.

Гласс. Квартет № 3 «Mishima»

Квартет основан на музыке к кинофильму Пола Шредера «Мисима: жизнь в четырех главах» (1984) о выдающемся японском писателе Юкио Мисиме, отдавшем жизнь за свои убеждения. Сюжет фильма представляет собой историю о том, как 25 ноября 1970 года писатель вместе с соратниками из «Общества щита» отправляется на базу сухопутных войск сил самообороны в Итигая. Тяжело переживая, что богатейшая история Японии, история традиций, ритуалов, чести самураев и религии уступила в послевоенный период место гонке за деньгами, он намерен призвать солдат совершить государственный переворот. По пути Мисима вспоминает свою жизнь и ее влияние на его произведения. С четырьмя единомышленниками он берет в заложники генерала, требует построить личный состав и выступает перед собравшимися с воззванием. Однако речь писателя не воспринимается солдатами всерьез, и Мисима, осознав безвыходность положения, совершает обряд харакири. Фильм получил специальную награду за лучший художественный вклад на Каннском кинофестивале 1985 года.

Пол Шредер о работе Гласса над музыкой к фильму: «Не было никаких сомнений в том, что Гласс станет идеальным композитором для "Мисимы", мозаичной кинобиографии. Мне нужна была партитура, которая объединила бы разрозненные элементы фильма и создала в нем общее движение, ясную, целостную композицию. Я дал ему сценарий и все материалы о "Мисиме". Филипп с энтузиазмом откликнулся, и после нескольких встреч и поездки в Токио написал партитуру по сценарию как по либретто. Гласс смотрит на музыку в фильме как на самостоятельный элемент. Его "Мисима" в одинаковой мере и служит фильму, и стоит особняком».

Саундтрек Филипа Гласса к рассказу Шредера о жизни японского автора Юкио Мисима – одна из его самых сильных ранних партитур, которая содержит его индивидуальность.

Программа концерта

  • Гуле. «Шоколадная симфония»
  • Дебюсси. Симфония си минор
  • Гласс. Квартет № 3 «Mishima»
Исполнители

B-A-C-H

Екатеринбургский камерный оркестр