77 Блестящие дуэты. 2 рояля — 8 рук

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
13 июля 2019, суббота, 21:30, Большой зал филармонии, Екатеринбург

Описание

 

Глинка. Испанская увертюра «Арагонская хота» (Блестящее каприччио на тему арагонской хоты)

«...Узнал я, что Лист отправился в Испанию, - читаем в «Записках» Михаила Ивановича Глинки. – Это обстоятельство возбудило мое давнишнее желание побывать в Испании так сильно, что, не откладывая, я написал об этом матушке, которая не вдруг и даже не скоро согласилась на это мое предприятие, опасаясь за меня. Не теряя времени, я принялся за дело».

Композитор спешно овладел испанским языком и в мае 1845 года поехал в Испанию. Он побывал в Бургосе, Вальядолиде. Совершал поездки на лошади по окрестностям. «По вечерам собирались у нас соседи, соседки и знакомые, пели, плясали и беседовали, – продолжает Глинка в «Записках». – Между знакомыми сын одного тамошнего негоцианта... бойко играл на гитаре, в особенности арагонскую хоту, которую с его вариациями я удержал в памяти и потом в Мадриде, в сентябре или октябре того же года сделал из них пьесу под именем «Capriccio brilliante», которое впоследствии, по совету князя Одоевского, назвал Испанской увертюрой».

Еще позднее сочинение стало называться Испанской увертюрой № 1, но самую большую известность оно получило как «Арагонская хота». Князь Одоевский откликнулся на первое исполнение так: «Чудодей невольно переносит нас в теплую южную ночь, окружает нас всеми ее призраками, вы слышите бряцание гитары, веселый стук кастаньетов, перед вашими глазами пляшет чернобровая красавица, и характерная мелодия то теряется в отдалении, то снова является во всем своем разгаре».

Чайковский. Итальянское каприччио, op. 45 (1880)

После того, как известная русская меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк стала оказывать Чайковскому регулярную и значительную материальную помощь, композитор смог осуществить свое заветное желание – побывать за границей, в частности, в Италии. Там в один из своих приездов он задумал новое сочинение, которое мыслил как «что-нибудь вроде испанских фантазий Глинки». «Как бы ни странно проявлялось веселие здешней толпы, но оно искренне и непринужденно… Оно вдыхается в здешнем воздухе, теплом, ласкающем… Итальянской фантазии можно предсказать хорошую будущность, – сообщает Чайковский в письме к Н. фон Мекк. – Она будет эффектна благодаря прелестным темам, которые мне удалось набрать частью из сборников, частью собственным ухом на улицах».

Сен-Санс. «Алжирская сюита» соч. 60, R. 173 (1880)

I. Прелюдия. Вид на Алжир. Molto allegro
II. Мавританская рапсодия. Allegretto non troppo
III. Вечерние грезы. В Блиде. Allegretto quasi andantino
IV. Французский военный марш. Allegro giocoso

Написана под впечатлением от пребывания в Алжире, который Сен-Санс посетил в 1875 году. В путешествии он набросал тему, ставшую сначала основой самостоятельного произведения — «Восточной грезы», а позднее, когда успех пьесы заставил композитора задуматься о создании более масштабного сочинения в том же «красочном» стиле, «Греза» обрела свое место в «Алжирской сюите». Три остальные части произведения были написаны Сен-Сансом на севере Франции летом 1880 года.

Партитура носит посвящение доктору Пьеру-Альберу Копфу (1846–1908), служившему при французских военных частях в Алжире, где с ним и подружился Сен-Санс. Копф был хорошим пианистом и издал многие сочинения Сен-Санса в переложениях для фортепиано в две и четыре руки, а также для двух фортепиано.

В сюите – четыре части, каждая из которых озаглавлена и снабжена краткой программой:

I. С палубы корабля, который еще покачивают медленные волны, открывается панорама города Алжира. Слышны разные звуки, среди которых различим возглас: «Иль Аллах! Мухаммед расул Аллах!» («Нет бога, кроме Аллаха! Мухаммед – пророк его!») Корабль бросает якорь в порту.

II. В одном из многочисленных мавританских кафе старого города арабы исполняют свои традиционные танцы, чувственные и безудержные, под звуки флейт, ребабов и барабанов.

III. Под пальмами оазиса благоухающей ночью слышатся вдалеке любовная песня и ласковый напев флейты.

IV. Возвращение в Алжир. Среди красок базара и мавританских кафе слышен марш французского гарнизона, воинственные звуки которого разительно отличаются от причудливых ритмов и томных мелодий Востока.

Программа концерта

  • Глинка. «Арагонская хота»
  • Чайковский. Итальянское каприччио
  • Сен-Санс. Алжирская сюита
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!