4 Романтическое путешествие

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
12 июля, пятница, 14:00, Большой зал филармонии, Екатеринбург
Симфонический оркестр

Продолжительность 60 минут

Описание

 

Мендельсон. Увертюра «Гебриды» (1832)

Увертюра «Гебриды» стала путевым дневником 20-летнего Мендельсона, путешествующего по Шотландии. В том числе он посетил один из Гебридских островов – Стаффа. Его главная достопримечательность – гигантская базальтовая пещера, которая носит имя Фингала – легендарного героя кельтского народного эпоса. Дно пещеры всегда покрыто водой, а вокруг нее – сурово северное море, неспокойное, бескрайнее. Множество базальтовых колонн делают гулкую черную пещеру похожей на гигантский орган.

Увертюру, запечатлевшую эту картину северной природы, высоко оценили коллеги-композиторы совершенно разных эстетических взглядов. «Одно из прекраснейших произведений, которыми мы обладаем» – говорил о «Гебридах» Вагнер, относившийся к Мендельсону скептически, а Брамс писал: «Я отдал бы полное собрание своих сочинений, если бы мне удалось создать произведение, подобное "Гебридам"».

 

Шопен. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1830)

I. Allegro maestoso
II. Romance. Larghetto
III. Rondo. Vivace

Высшее достижение раннего творчества Шопена. Написан очень молодым человеком, едва закончившим обучение в Высшей школе музыки.

Премьера концерта в исполнении автора состоялась в Варшаве на последнем публичном выступлении в родной стране. Вскоре Шопен покинул Польшу, планируя учиться в Вене и Италии. Концерт служил его музыкальной визитной карточкой: с огромным успехом музыкант представлял его в Вене и Мюнхене. Впоследствии он возвращался к произведению, когда желал покинуть тесный круг салонов и появиться перед широкой публикой.

Роберт Шуман говорил: «Если в наше время родится гений, подобный Моцарту, он станет писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские». Отточенные интонации и моцартовски-совершенные формы проникаются духом романтизма. Фортепиано у Шопена – не соперник оркестра, это романтический герой, полностью владеющий вниманием публики. В первой части – мужественном Allegro maestoso – и в финальном Рондо оркестр еще пытается проявлять инициативу, но во второй части – прекрасном Романсе – лишь деликатно аккомпанирует солисту-виртуозу.

Программа концерта

  • Мендельсон. Увертюра «Гебриды»
  • Шопен. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Интересное с прошлых концертов
Европейский тур УАФО с Дмитрием Хворостовским
Культурный код: Дмитрий Лисс

Авторская программа Сергея Литовских:

Неформальный разговор с мастерами Музыки. Мысли о времени. О призвании. О судьбе. 
Неожиданные повороты биографии. Преемственность и новации. Личность и Вечность.

Подробнее о проекте и список всех выпусков

Все видео