Участники проекта «Филармонический урок» для восьмиклассников: режиссёр Иван Федчишин (справа), актёры Даниил Шулепин и Василина Маковцева, руководитель департамента Просветительских и образовательных программ Свердловской филармонии Александра Шакирьянова.
В последнюю неделю марта в календаре — сразу две праздничные даты — День работника культуры и День театра. Среди многочисленных партнёров Свердловской филармонии есть те, для кого оба дня — профессиональные праздники. В их числе — участники проекта «Филармонический урок» для восьмиклассников Екатеринбурга режиссёр Иван Федчишин. В «Год партнёрств» филармония представляет своих друзей и партнёров, рассказывая о совместной работе.
Ивана пригласили в качестве режиссёра-сценариста для участия в проекте, который должен был объединить школьный урок и филармонический концерт.
«Безусловно, это было для меня очень радостное и волнительное приглашение, так как я ничего подобного не делал, — вспоминает Иван. — К тому же, в проекте была заявлена музыка не сама по себе, а в живом исполнении симфонического оркестра. Мне было крайне интересно поучаствовать в таком событии».
Что получилось в итоге — известно: в филармонии завершается первый сезон необычных уроков, где музыка соседствует с литературой, историей, физикой, химией. Ребята из 23 городских школ посещают эти уроки циклом и кажется, были бы рады всю школьную программу перенести в концертный зал. А вот что испытывает режиссёр, который видит мероприятие задолго до того, как оно воплотится? Об этом расспросили Ивана Федчишин. О своём первом впечатлении от филармонии и от работы «по ту сторону сцены» рассказывает режиссёр проекта.
Конечно, мое представление о том, как проходит репетиция в филармонии, было несколько ошибочным, так как в театре я привык к другой форме. Главный в филармонии, как и в опере, — дирижёр, а режиссёр здесь не имеет таких полномочий. Поэтому сценарий мы редактировали как и до репетиций, так и во время них. И сам сценарий был в нескольких редакциях.
Мы в наших концертах-уроках старались открыть глаза школьников на то, что филармония — это живое и современное место. Я с любопытством и осторожностью смотрю на подрастающее поколение, и мне хочется, чтобы они знали и понимали, что любое искусство — театр, живопись, музыка, литература и другие, — это не нечто эфемерное и существующее отдельно от общества, а это художественное отражение всего окружающего. Колонны, Бетховен, строгие контролеры зала, красные сидения, дирижёр, — все это не так уж и страшно, а очень интересно!
Для меня сотрудничество с филармонией стало прекрасным поводом познакомиться со всеми классическими русскими операми. До этого я знал самые известные фрагменты, но от начала до конца не слушал их. Как человек театральный, для себя отметил, какое сильное и мощное впечатление во мне вызвал «Князь Игорь», особенно сцена «Слава хану!». Теперь хочу это где-нибудь использовать в театральных постановках.
Считаю, что наша филармония очень значимое и ценное место на культурной карте города. Причём, для всех поколений. Я бы очень хотел сделать на этой сцене нечто объединяющее живой оркестр и драматический театр, но чтобы оркестр был не в «яме», а непосредственно участвовал в действии, ведь музыка в театре крайне важна. А в жизни она присутствует ежедневно и всегда помогает нам создать тот мир, в котором мы хотим жить.