Продажа абонементов сезона 2021/2022 открыта

Ольга Гумерова «Духовный стих “О расставании души с телом” и секвенция “Dies Irae” в рецепции Н. Я. Мясковского»

11 марта 2021
11 марта, 2021

Статья кандидата искусствоведения Ольги Гумеровой о Н. Я. Мясковском.

Старообрядческий русский духовный стих «О расставании души с телом» и средневековую католическую секвенцию «Dies irae» (День гнева) разделяют пространство, время и конфессиональные различия. Но оба песнопения сближает их содержание, проистекающее из учения о конце света, загробной жизни и посмертном существовании души. Н. Я. Мясковский использовал их в Шестой симфонии (1921–1923) для передачи эсхатологических настроений, царящих в стране в годы революции и гражданской войны.

Данная статья посвящена выявлению смыслового контекста симфонии, возникающего на основе цитирования поминального духовного стиха и секвенции «Dies irae». Предпринятый анализ интра- и интертекстовых связей музыкального тематизма, а также вербального ряда дал возможность глубже раскрыть суть идейно-драматургической концепции сочинения Н. Я. Мясковского. Выявление семантики цитат позволяет получить представление о взглядах композитора на исторические события и их авторской оценке. 

Особенности воплощения конфликта раскрываются посредством сравнительного анализа интонационных, ритмических, тембровых и жанровых особенностей цитированных напевов. Выявляются точки соприкосновения духовного стиха и «Dies irae» на семантическом, интонационном и функциональном уровнях. Их включение в симфонию раздвигает ее жанровые границы, сближает с православной заупокойной литургией и мессой по усопшим.

В ходе исследования обосновывается универсализм и объективность замысла симфонии Н. Я. Мясковского, в противоположность прежней трактовке, связанной с раскрытием трагедии индивидуалистического сознания, доминирующей в музыковедческих исследованиях советского периода. Проблематика статьи отвечает наметившейся в последние десятилетия тенденции пересмотра идейных основ творчества Н. Я. Мясковского и его характеристики сквозь призму духовной парадигмы. 

Читать текст полностью

Другие новости

Изменения в афише