9 мая 1945 года в Свердловске состоялся концерт Симфонического оркестра Свердловской филармонии под руководством главного дирижера Марка Павермана.
«Это была ни с чем не сравнимая радость, – вспоминал Марк Израилевич. – Мы ждали, верили и, - свершилось! Радость и торжество царили в Свердловске в это незабываемое майское утро. И с каким подъемом прошел наш вечерний концерт – первая послевоенная встреча со свердловчанами!»
С началом войны Симфонический оркестр филармонии был расформирован. Музыканты уходили на фронт, главный дирижер Марк Паверман в это время находился в Ростове-на-Дону, куда был направлен после I Всесоюзного конкурса дирижеров. Оставшиеся артисты оркестра под руководством дирижера А.М. Когана выступали перед частями, уходившими на фронт, выступали в клубах, на агитпунктах и в госпиталях, но полноценной работы коллектива не было.
По возвращении в Свердловск Паверману удалось возродить оркестр. В декабре 1942 года был издан приказ областного комитета по делам искусств о возобновлении деятельности коллектива. Тогда же состоялось первое выступление оркестра из 16 музыкантов. Под управлением Марка Павермана прозвучала литературно-музыкальная композиция на музыку Тихона Хренникова к комедии В. Шекспира «Много шума из ничего» с участием актеров Центрального театра Красной Армии.
По воспоминаниям дирижера, «оркестранты расположились на сцене филармонии, их было около двадцати человек, но все инструменты, которые требовались по партитуре, были налицо. Пьесу играли пять актёров, среди них Л. Доброжанская, В. Пестовский, О. Шахет. В спектакле принимал участие певец Е. Флакс, эвакуированный на Урал. Артисты выступали в концертных костюмах. Актёрский ансамбль был великолепен. Хорошо показал себя и оркестр. Постановка имела столь большой успех, что мы впоследствии её неоднократно повторяли, и всегда зал филармонии был переполнен».
Несмотря на все трудности и нехватку музыкантов, в репертуаре оркестра в военные годы появлялись крупные симфонические произведения, а в Свердловской филармонии создавались новые коллективы: в 1943 году - Хоровая капелла и Уральский государственный народный хор, а годом ранее было открыто Эстрадное отделение.
Для главного дирижера оркестра Марка Павермана самым памятным был концерт в день освобождения родной Одессы в апреле 1944 года. В этот вечер играли две симфонии: Пятую Шостаковича и Девятую Дворжака. По окончании программы Марк Израилевич сам объявил со сцены об освобождении родного города.
После окончания войны в коллектив вернулись фронтовики-артисты первого состава симфонического оркестра. Среди них скрипач Вениамин Ильич Зильбер, фаготист Михаил Ионович Коровин, тромбонист Пётр Васильевич Липкин, трубач Борис Борисович Белкин, ударник Сергей Петрович Плашкин, кларнетист Иван Фёдорович Антонов, гобоист Иван Андреевич Сайгин, ударник и библиотекарь Борис Иванович Каракин.
Пришли в оркестр и бывшие воины-фронтовики: флейтист Александр Трофимович Иванников и гобоист Роман Имашев.
Погибли на полях сражений – скрипачи Л.А. Тышко, О.И. Зарыпов, Базин, виолончелист А.И. Громов, тромбонист Л. Китаев.
Тяжелые военные годы артисты Свердловской филармонии прошли в ногу с фронтовиками и тружениками тыла.
С первого дня войны они выезжали на передовую в составе фронтовых бригад и поднимали боевой дух солдат, заряжая их силой искусства:
«Оказалось, что песни очень нужны, – вспоминала певица Александра Петровна Манион. – Это я особенно отчётливо поняла после первого же концерта на фронте. Нас слушали бойцы, только что вернувшиеся с передовой. Усталые, с воспалёнными от недосыпания глазами, они жадно слушали и громом аплодисментов просили: ещё, ещё. Никогда больше не встречала я более чуткой, более благодарной аудитории, никогда так наглядно не убеждалась в силе песни».
«Припоминаю, как в один день мною был установлен своеобразный рекорд: песни «Моя Москва», «Синенький, скромный платочек», «Кисет» исполнялись 14 раз, –делилась воспоминаниями певица Тамара Григорьевна Смагина, – И ещё мы, артисты, мечтали встретиться с бывшим директором Свердловской филармонии Григорием Борисовичем Грэном. Коммунист Грэн в начале войны ушёл на фронт. Был политруком гвардейской артиллерийской дивизии. Но встреча наша тогда не состоялась. А позднее мы узнали, что он погиб в Латвии в боях за хутор Паныш».
Они поддерживали раненых:
«Мы обслуживали госпитали. По 11 концертов в день. Ходили по палатам. А за нами – израненные, страшно изувеченные, на костылях – поднимались и шли бойцы, из палаты в палату. Их вела Музыка», – рассказывала певица Зоя Константиновна Славская.
Они выступали на промышленных, оборонных предприятиях: только в 1942 году было проведено 206 концертов на УЗТМ, 182 в Нижнем Тагиле и 62 в Невьянске.
«Были дни, когда концертная бригада свердловчан давали по 10-12 концертов, – рассказывала И. Голованова. – Отдыхали, пока менялись в землянке слушатели: одни уходили, другие торопливо усаживались, затихали. И снова звенела песня, покоряли зрителей своей ловкостью Бибиков и Базайко, звучал бас Быкова. Были концерты и под открытым небом, независимо от того, когда это происходило: летом, осенью или зимой. Бойцы, окружавшие машины, сидели в полушубках, валенках, а певицы выходили в воздушных эстрадных платьях, лёгких туфельках…».
Для мастера художественного слова Надежды Фёдоровны Александровой, как для большинства артистов, «фронтовые поездки определи другую мерку жизни, другой счёт и к себе, и к окружающим. Они сделали душу и мягче к людям, и твёрже – ко всем жизненным перипетияму».
Ее первая поездка состоялась в войска Действующей армии Волховского фронта: «Близ деревни Сланцы ехали мы на машине «Студебеккер», которая служила нам зачастую сценой, когда откидывались её борта. Стало темнеть, шофёр сбился с дороги. Едем по лесу и всё не можем найти ту воинскую часть, где должны выступать с концертом. Опоздали часа на три. Наконец, выбрались на дорогу, ведущую к селению, куда нам надлежало приехать. Подъезжая, мы увидели пожар. Оказалось, была бомбёжка. И то место – помещение вроде склада или конюшни, что было приспособлено для концерта (даже подмостки солдаты соорудили) – всё было разрушено, всё дымилось…».
15 октября 1941 года в Свердловской филармонии была создана комиссия по организации культурного обслуживания Красной Армии. В первую половину войны (до 1 февраля 1943) состоялось 3 167 военно-шефских концертов; 382 871 рубль был собран в фонд обороны страны и сдано 138 838 рублей личных сбережений артистов; было отправлено на фронт 1 050 посылок и собрано 290 тёплых вещей.