Народный артист России
Художественный руководитель – директор Мариинского театра
Генеральный директор Большого театра
Валерий Гергиев – ярчайший представитель петербургской дирижёрской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Дебютировал в Кировском (ныне Мариинском) театре в 1978 году, встав за пульт оркестра в опере Прокофьева «Война и мир». В 1988 году был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, в 1996-м – его художественным руководителем – директором. Кроме того, с декабря 2023 года он также является генеральным директором Большого театра России и сопредседателем Союза театральных деятелей России по музыкальному направлению.
В Мариинском театре маэстро Гергиев вырастил плеяду музыкантов мирового класса. Под его руководством значительно обогатился оперный, балетный и симфонический репертуар театра, в котором ныне представлен широкий спектр произведений – от музыкальной классики XVIII–XX веков и до современности. На созданном Гергиевым в 2009 году лейбле «Mariinsky» выпущено более 30 дисков, получивших высочайшее признание критики и публики во всём мире.
С приходом Валерия Гергиева в Мариинском театре традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов (Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича, Щедрина и других) и включающие не только хорошо известные сочинения, но и редко исполнявшиеся или вообще ранее не звучавшие. Усилиями маэстро Гергиева в репертуар театра вернулись оперы Рихарда Вагнера, в частности, впервые после столетнего перерыва на российской сцене была целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга» (2003), которая с успехом шла на гастролях театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании, Испании и Китае.
Сегодня Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013 году – вторая сцена театра (Мариинский-2). С 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке – Приморская сцена, а с 2017 года – во Владикавказе.
На протяжении всех этих лет не менее насыщенной была международная деятельность Валерия Гергиева. С 1997 года, после ухода из жизни Георга Шолти, он руководил Международным оркестром мира. Кроме того, он занимал пост главного дирижёра Роттердамского филармонического оркестра (1995–2008), Лондонского симфонического оркестра (2007–2015), Мюнхенского филармонического оркестра (2015–2022), Оркестра Музыкального фестиваля Вербье (2018–2022). Маэстро также сотрудничал с Метрополитен-оперой, театром Ковент-Гарден, Баварской государственной оперой; с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам) и многими другими коллективами.
Валерий Гергиев – основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых «Звёзды белых ночей» (1993), Московский Пасхальный фестиваль (2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели (Финляндия), «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 года он возглавляет оргкомитет Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Маэстро уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе было возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России. С 2013 по 2022 год маэстро Гергиев руководил Национальным молодёжным оркестром США, регулярно выступал с молодёжными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро (Япония).
Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена высокими государственными наградами Российской Федерации, Армении, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.
«Гергиев в качестве дирижёра-звезды, каким он, без сомнения, является, относится к категории волшебников звука, обладающих свойством притягивать к себе публику так, что она теряет под собой землю» (Kreiszeitung Böblinger Bote, 2000).
«Мы все восхищаемся Валерием Гергиевым за его поистине вдохновляющее исполнительство, которое, наряду с его невероятной энергией, страстью к музыке и чудесными дружескими качествами, вознесло его на исключительную вершину в музыкальном мире» (The Guardian, 2005).