Мельников Александр (фортепиано)

Один из самых талантливых и востребованных российских пианистов своего поколения. Солист Московской филармонии (1992–2007), резидент Уигмор-холла в Лондоне (2017–2018), артист-резидент Музикгебау в Амстердаме и оркестра Tapiola Sinfonietta в Финляндии (2013–2019). Принимал участие в европейских музыкальных фестивалях в Шлезвиг-Гольштейне, Вербье, Ставангере, Кухмо, Кройте, Кембридже, Оксфорде, фестивалях ВВС Proms, Иегуди Менухина в Гштааде, Клаудио Аббадо в Берлине, Юрия Башмета в Бонне, Дягилевском фестивале в Перми.

Родился в 1973 году в Москве в семье литератора Валентины Чемберджи и математика Марка Мельникова. Внук композиторов Зары Левиной и Николая Чемберджи. Начал играть на фортепиано в 6 лет, в 7– дебютировал с клавирным концертом Баха в Минской филармонии. Обучался у профессора Льва Наумова в Центральной музыкальной школе и Московской консерватории. Стажировался в Высшей школе музыки Мюнхена у профессора Элисо Вирсаладзе и в Международном фортепианном фонде (озеро Комо, Италия) у Андреаса Штайера и Карла Шнабеля. С ранних лет был знаком со Святославом Рихтером, с 1993 года приглашавшим младшего коллегу участвовать в своих фестивалях в России («Декабрьские вечера» в Москве, в Тарусе) и Франции (в Туре).

В годы учебы стал лауреатом международных конкурсов имени Шумана в Цвиккау (1989), Королевы Елизаветы в Брюсселе (1991), ЮНЕСКО в Братиславе (1991), музыкальной организации «Ювентус» (Франция, 1993). Лауреат российской независимой премии «Триумф» (2001, 2008), премии корпорации ВВС «Артист нового поколения» (2000–2002).

С ранних лет ведет активную концертную деятельность в ведущих концертных залах России, стран Европы, Азии и Америки. Сотрудничал с такими дирижерами, как Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Юрий Башмет, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Марк Горенштейн, Юрий Симонов, Василий Синайский, Александр Ведерников, Шарль Дютуа, Ян-Паскаль Тортелье, Леонард Слаткин, Филипп Херревеге, Джеффри Тейт, Юкка-Пекка Сарасте, Пааво Ярви, Густаво Дудамель, Пабло Эрас-Касадо, Томас Даусгор.

Играет как на современном рояле, так и на старинных инструментахXVIII–XIX веков, увлечением которыми обязан Андреасу Штайеру и Алексею Любимову. Регулярно выступает с выдающимися коллективами старинной музыки: «Кончерто Кельн», Академией старинной музыки в Берлине, Фрайбургским барочным оркестром, MusicAeterna.

Уделяет большое внимание камерной музыке. Выступал в ансамбле с Виктором Третьяковым, Вадимом Репиным, Александром Рудиным, Наталией Гутман, Изабель Фауст, Жаном Гиэном Кейра, Тёнисом ван дер Цвартом, Стивеном Иссерлисом, Георгом Ниглем, квартетами «Салагон»,«Казальс», «Ванбрук», «Иерусалимским», имени Бородина, в фортепианных дуэтах – с Алексеем Любимовым, Андреасом Штайером, Борисом Березовским, Эльдаром Небольсиным, Александром Гиндиным.

С 2004 года записывается на французском лейбле Harmonia mundi. Среди многочисленных альбомов – сольные диски с произведениями Скрябина, Рахманинова, Дебюсси, Шостаковича, Прокофьева; ансамблевые сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Шуберта, Брамса, Дворжака, Хиндемита; фортепианные концерты Шостаковича с Малеровским камерным оркестром под управлением Теодора Курентзиса. Записи пианиста отмечены престижными премиями: Classics today, Gramophone editor choice, BBC music choice, BBC Music Magazine Awards, Echo Klassik, Diapason d’Or, Choix France musique, Choc de classica, Scherzo, Fonoforum, призом немецкой критики Schallplatten.

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!