Баева Алена (скрипка)

 

Одна из самых ярких, разноплановых и притягательных солисток на сегодняшней мировой сцене. Лауреат престижных международных конкурсов. Обладательница молодёжной премии «Триумф» (2007). В игре Алёны Баевой отмечают «захватывающую музыкальность, тёплую, чувственную, безукоризненную и точную» (Eindhovens Dagblad, Нидерланды).

Необычайно быстрому развитию её карьеры предшествовали ранние конкурсные успехи. В 12 лет — победительница Международного юношеского конкурса скрипачей в Клостер-Шонтале (Германия), в 14 — Международного конкурса скрипачей им. Тадеуша Вроньского в Варшаве. В 16 лет — обладательница Золотой медали на Международном конкурсе скрипачей им. Генрика Венявского в Познани (Польша). В 2004 году удостоена Гран-при на II Московском международном конкурсе скрипачей им. Никколо Паганини с правом в течение года играть на скрипке работы А. Страдивари, ранее принадлежавшей Г. Венявскому. В 2005 году стала лауреатом Конкурса им. Королевы Елизаветы в Брюсселе, в 2007 — награждена Золотой медалью на Международном конкурсе скрипачей в Сендае (Япония).

Алёна Баева родилась в 1985 году в семье музыкантов. Начала учиться игре на скрипке с пяти лет в Алма-Ате у преподавателя Ольги Даниловой. Затем обучалась в Центральной музыкальной школе (1995–2002) и Московской консерватории (2002–2007) в классе народного артиста СССР, профессора Эдуарда Грача. По приглашению Мстислава Ростроповича в 2003 году стажировалась во Франции, с 2007 года совершенствовала мастерство в Академии Сейджи Озавы в Швейцарии. В рамках мастер-классов занималась с Идой Гендель, Иври Гитлисом, Шломо Минцем, Борисом Гарлицким, Максимом Венгеровым.

В настоящее время солистка регулярно выступает на крупнейших международных фестивалях, с успехом концертирует по России, странам Европы, в США, Бразилии, Израиле, Китае, Турции, Японии. Она желанная гостья на лучших сценах мира, среди которых Большой зал Московской консерватории, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Сантори-холл (Токио), Зал Верди (Милан), Концертный зал Лувра, Зал Плейель, Зал Гаво, Театр Елисейских полей и Зал Юнеско (Париж), Карнеги-холл (Нью-Йорк), Виктория-холл (Женева), Геркулес-холл (Мюнхен), Дворец изящных искусств (Брюссель) и многие другие.

Сотрудничает с ведущими симфоническими оркестрами России, стран Европы, Японии, Израиля и с известными дирижёрами, в числе которых Валерий Гергиев, Владимир Юровский, Андрей Борейко, Михаил Плетнёв, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Нэвилл Марринер, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Теодор Курентзис, Жан-Клод Казадезюс, Пааво Берглунд, Пабло Эрас-Касадо, Томас Зандерлинг, Томаш Нетопил, Мухай Танг, Александр Лазарев, Курт Мазур, Валерий Полянский, Юрий Симонов, Александр Сладковский, Роберт Тревиньо, Джон Уилсон, Михал Нестерович.

Алёна Баева уделяет большое внимание камерному музицированию. Среди её ансамблевых партнеров — Марта Аргерих, Стивен Иссерлис, Николай Луганский, Миша Майский, Элисо Вирсаладзе, Итамар Голан, Юлиан Рахлин, Дмитрий Ситковецкий, Лоуренс Пауэр и другие. Более десяти лет скрипачка играет в ансамбле с пианистом Вадимом Холоденко и примерно столько же — с Юрием Башметом, с которым неоднократно представляла публике сочинения для скрипки и альта (среди них — Концертная симфония Моцарта, Двойной концерт Бриттена).

В обширном репертуаре Алёны Баевой — более 40 концертов для скрипки с оркестром, множество сонат и сочинений других жанров. Наряду с классическими произведениями она исполняет менее известную музыку, в том числе концерты Гражины Бацевич, Кара Караева и Мечислава Карловича. Поддерживает тесные связи с «Оркестром XVIII века», выступая с разнообразным репертуаром для старинных инструментов.

В дискографии солистки — концерты П. Чайковского, М. Бруха, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, К. Шимановского, Б. Бартока, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, сонаты Ф. Пуленка, С. Прокофьева, К. Дебюсси. Она осуществила ряд фондовых записей на радио и телевидении Бельгии, Германии, Польши, Японии, Португалии, России и США.

Алёна Баева играет на скрипке работы Джузеппе Гварнери дель Джезу 1738 года, предоставленной анонимным меценатом при поддержке международного скрипичного общества J&A Beares.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!