До начала фестиваля «Безумные дни» осталось:

Луганский Николай (фортепиано)

Народный артист России

Лауреат Международной премии им. С. Рахманинова (2016) и Государственной премии России «за вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры» (2019).

Музыкант, которого называют одним из самых «романтических героев» современной фортепианной игры. «Пианист всепоглощающей чувствительности, который выдвигает вперёд не себя, а музыку», – так охарактеризовала мастерство Николая Луганского газета «The Daily Telegraph». «Луганский не только великолепный виртуоз, он, прежде всего, пианист, который целиком погружается в музыку за красотой» («Bonner Generalanzeiger»). «Главное в его игре – изысканность вкуса, стилистическая и текстовая безупречность… Инструмент звучит как целый оркестр, и вы можете услышать все градации и нюансы оркестровых голосов» («The Boston Globe»).

Николай Луганский родился в 1972 году в Москве. Играть на фортепиано начал в возрасте пяти лет. Окончил Центральную музыкальную школу (класс Татьяны Кестнер), затем консерваторию, где его наставниками были профессора Татьяна Николаева и Сергей Доренский (у него же прошёл ассистентуру-стажировку). Ещё в школьные годы начал выступать с концертами в Москве и других городах России. В 1986 году дал свой первый сольный концерт в Москве, запись которого фирма «Мелодия» выпустила на двух грампластинках. В 1988 году впервые выступил за рубежом – на международной конференции Midem во Франции.

Начальный этап сольной карьеры принёс пианисту звание лауреата I Всесоюзного конкурса юных музыкантов в Тбилиси (1988), VIII Международного конкурса им. И.С. Баха в Лейпциге (1988, II премия), Всесоюзного конкурса им. С.В. Рахманинова в Москве (1990, II премия), Международной летней академии университета Моцартеум (Зальцбург, 1992) и победу на Х Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве (1994, II премия; I премия не присуждена). «В его игре было что-то рихтеровское», – сказал председатель жюри Лев Власенко. На том же конкурсе им. П.И. Чайковского Луганский стал обладателем специального приза Фонда Э. Неизвестного «За исповедальность тона и художественный вклад в новую интерпретацию русской музыки – Ученику и Учителю», который был присужден пианисту и Т.П. Николаевой, скончавшейся в 1993 году.

Ныне Николай Луганский даёт около ста концертов в год; активно гастролирует по России, а также в странах Европы, Японии, США, Сингапуре, Южной Корее. Постоянный участник фестивалей в Ла-Рок-д’Антероне, Кольмаре, Монпелье и Нанте (Франция), Руре и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Вербье и Гштааде (Швейцария), Зальцбурге и Графенегге (Австрия), фестиваль BBC Proms и Моцартовский фестиваль (Великобритания), «Декабрьские вечера» и «Русская зима» в Москве.

В репертуаре пианиста – более 50 фортепианных концертов, произведения разных эпох и стилей. Особой удачей признано исполнением Луганским сочинений Шопена, заслужившее сравнения с интерпретациями великого Альфреда Корто. Артист сотрудничает с лучшими оркестрами мира; он выступал более чем с 240 дирижёрами, в числе которых Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Владимир Спиваков, Александр Лазарев, Владимир Юровский, Юрий Симонов, Кирилл Петренко, Курт Мазур, Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Кент Нагано, Василий Синайский, Риккардо Шайи, Владимир Ашкенази, Пааво Берглунд, Неэме Ярви, Марк Минковски, Андрей Борейко, Эса-Пекка Салонен, Дмитрий Лисс, Марек Яновски, Джанандреа Нозеда, Сакари Орамо, Василий Петренко, Стефан Денёв, Эммануэль Кривин, Туган Сохиев, Микко Франк.

Луганский также хорошо известен как прекрасный ансамблист и интерпретатор камерной музыки. Среди его партнёров по сцене – Вадим Репин, Вадим Руденко, Леонидас Кавакос, Сергей Крылов, Изабель Фауст, Алёна Баева, Александр Рудин, Александр Князев, Миша Майский, Готье Капюсон, Анна Нетребко, Евгений Петров, Юджа Ванг, Квартет им. Д.Д. Шостаковича и другие прославленные музыканты.

В дискографии музыканта – записи на лейблах «Мелодия», «Erato», «Warner Classics», «Deutsche Grammophon», «Naïve», «Harmonia Mundi» и других компаний. Его альбомы были удостоены многих международных призов, в том числе Премии им. Теренса Джадда, «Золотой камертон года» (трижды), «Echo Klassik» (трижды), «Choc du Monde de la Music», Премии немецких критиков в области звукозаписи, BBC Music Magazine Award. В 2015 году запись концертов Шопена с оркестром Sinfonia Varsovia под управлением Александра Ведерникова была удостоена Гран-при VIII Международного конкурса записей музыки Шопена. В 2020 году Николай Луганский записал для лейбла «Harmonia Mundi» два диска – с музыкой С. Франка и сонатами Л. Бетховена.

С 1998 года Николай Луганский преподаёт в Московской консерватории (в настоящее время – профессор).

Со Свердловской филармонией пианиста связывают долгие годы сотрудничества. Он признаётся, что до сих пор хранит самые тёплые воспоминания о первом совместном концерте с Уральским академическим филармоническим оркестром, который состоялся в Екатеринбурге 17 мая 1996 года. С мая 1999 года, когда Николай Луганский выступил на закрытии симфонического и камерного сезонов в Свердловской филармонии, началось его многолетнее плодотворное сотрудничество с Дмитрием Лиссом, о котором пианист говорит: «Его тончайшее понимание музыки и умение работать с оркестром позволяют мне, как солисту, получать огромное удовольствие от совместного музицирования и каждый раз открывать что-то новое в давно известных произведениях. Я всегда счастлив играть с УАФО и Дмитрием Лиссом и искренне радуюсь нашим совместным планам и в Екатеринбурге, и во многих европейских городах!»

Интересное с прошлых концертов
#Филармония80: поздравление Николая Луганского
Концерт: «Открытие 80-го сезона. Николай Луганский и УАФО» (23 сентября 2015)
Концерт состоялся 23 сентября 2015 года
 
Уральский академический филармонический оркестр
Дирижер – Энхэ
Солист –  Николай Луганский (фортепиано)
Бетховен. Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль мажор, op. 58
Малер. Симфония № 5 до-диез минор
Все видео
Все фотографии
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!