Симфонический оркестр Михайловского театра

Оркестр с богатой историей, неразрывно связанной с прошлым и настоящим одного из самых известных музыкальных театров России. Открытый в 1833 году по указу императора Николая I, Михайловский театр не имел своей труппы. На его сцене выступали артисты Мариинского театра и именитые гастролеры, французская и немецкая труппы, за дирижерским пультом не раз стоял маэстро Иоганн Штраус. Самостоятельный оркестр и хор театр обрел лишь в 1918 году, когда привилегированная императорская сцена превратилась во второй государственный оперный театр Петрограда.

В разные годы главными дирижерами театра являлись Самуил Самосуд, Борис Хайкин, Эдуард Грикуров, Георгий Дониях, Геннадий Проваторов, Александр Дмитриев, Валентин Кожин, Владимир Зива, Андрей Аниханов, Петер Феранец, Михаил Татарников. Также за пультом оркестра стояли Кирилл Кондрашин, Юрий Темирканов, Курт Зандерлинг, Даниил Похитонов, Павел Бубельников.

В историю мирового оперного искусства легендарный МАЛЕГОТ (в 1926 году театр был назван Малым Ленинградским государственным оперным) был вписан уже в 1920-х – 30-х годах благодаря деятельности Самуила Самосуда. При нем театр поставил сочинения современных зарубежных композиторов (Э. Кшенека, Э. Дресселя) и приобрел репутацию «лаборатории советской оперы», показав премьеры опер «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Тихий Дон» И. Дзержинского, «Кола Брюньон» Д. Кабалевского, «Помпадуры» А. Пащенко, новаторскую «Пиковую даму» в режиссуре В. Мейерхольда. После войны коллектив продолжил освоение современной музыки: здесь прошла мировая премьера оперы С. Прокофьева «Война и мир» (1946), ставились оперы «Виринея» С. Слонимского и «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, балеты М. Чулаки, Б. Асафьева, «Конек-Горбунок» Р. Щедрина, «11-я симфония» Д. Шостаковича.

Коллектив остался верен сотрудничеству с современными композиторами и в период руководства режиссером Станиславом Гаудасинским (с 1972 по 2007 годы). В это время состоялись премьеры опер Р. Щедрина, С. Слонимского, В. Кобекина, балетов Б. Тищенко, С. Баневича, М. Минкова, Ш. Каллоша. С приходом на пост главного дирижера Андрея Аниханова (с 1992 по 2008 годы) возобновилась традиция самостоятельных выступлений оркестра в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, стали регулярными гастроли коллектива за рубежом, были записаны диски с сочинениями русских классиков. В 2008–2011 годах за пультом оркестра стояли Даниэле Рустиони и Петер Феранец.

С 2012 по 2018 год музыкальным руководителем и главным дирижером театра являлся Михаил Татарников. Под его управлением были выпущены такие громкие оперные постановки, как «Евгений Онегин» П. Чайковского («Золотая маска»-2014, реж. Андрий Жолдак), «Билли Бадд» Б. Бриттена (реж. Вилли Деккер), «Манон Леско» Дж. Пуччини (реж. Юрген Флимм), «Трубадур» Дж. Верди (реж. Дмитрий Черняков), «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова (реж. Андрей Могучий); балет «Многогранность. Формы тишины и пустоты» на музыку И.С. Баха и другие. Прошли успешные гастроли в Японии и Ирландии. Оркестр участвовал в фестивале «Ночь музыки в Гатчине», неоднократно проводил симфонические концерты в зале Санкт-Петербургской филармонии и на сцене Михайловского театра (на одном из них состоялась премьера 33-й симфонии С. Слонимского в присутствии автора, 2015).

С 2014 года оркестр Михайловского театра – неизменный участник проекта «Классика на Дворцовой», представляющего концерт open air с участием звезд мировой оперы и балета в день рождения Санкт-Петербурга.

С февраля 2019 года музыкальным руководителем и главным дирижером театра является Александр Ведерников.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!