Кобекин Владимир (фортепиано)

 

Один из самых известных современных российских композиторов. Входит в число лидеров российского оперного цеха (более 20 опер, из них 18 поставленных). Выступает как пианист, представляя премьеры своих сочинений. Заслуженный деятель искусств России (1987). Лауреат Премии Союза композиторов России имени Шостаковича (1981) и Государственной премии СССР, присужденной за оперу «Пророк» (1987). Трижды лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Работа композитора в музыкальном театре» – за оперы «Маргарита» (2008), «Гамлет датский, или Российская комедия» (2010), «Холстомер» (2014). Начал активную творческую деятельность в начале 1970-х годов. Плодотворно работает в разных жанрах (от инструментальной миниатюры до оперы и симфонии) и поражает разносторонностью творческих интересов.

Родился в 1947 году в городе Березники (Пермский край). Сочинять музыку начал с семи лет. Как пианист окончил Березниковское музыкальное училище и в 1965 году поступил на фортепианное отделение Уральской консерватории (класс М.Г. Богомаз). После ряда успешных выступлений с собственными сочинениями в Свердловске и Ленинграде в 1968 году перевелся на композиторское отделение Ленинградской консерватории, в класс выдающегося композитора и педагога Сергея Слонимского. По окончании обучения вернулся в Свердловск, где преподавал в Уральской консерватории на кафедре композиции (1971–1980, 1992–2010), вел активную работу в Уральской организации Союза композиторов России, организовал нескольких фестивалей современной музыки. В настоящее время входит в секретариат Союза композиторов России, с 2010 года проживает в Москве.

Запад и Восток, античность и библейские мотивы, русская культура и славянская мифология, сказка и современность – мир Кобекина-композитора вбирает сюжеты разных эпох и традиций. Оперные сочинения мастера увидели свет рампы в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Якутска, Саратова, Новосибирска, а также на музыкальных фестивалях в Германии (Локкум, Людвигсбург, Кассель, Фрайбург). Камерные и симфонические произведения исполнялись на многих российских фестивалях, а также в Англии, Германии, Канаде, Финляндии, Франции, Чехии, занимали призовые места на престижных композиторских конкурсах – имени Сергея Прокофьева и имени Андрея Петрова (Санкт-Петербург), «Петя и Волк – 2010» (Екатеринбург).

Неискушенные любители и взыскательные профессионалы одинаково подвержены эмоциональному воздействию его музыки, обладающей индивидуальной интонацией и непринужденностью живой речи. Сегодня композитор признается: «Оперные проекты в работе постоянно – увлекательное занятие! Разумеется, не только оперы… Последние два десятилетия много сочиняю для виолончели и посвящаю моей замечательной дочери Насте. Она – прекрасный музыкант, красавица и, вообще, мое лучшее произведение!»

Пианист Кобекин играет лишь свои сочинения, изредка – произведения коллег по цеху, в любом случае музыку современную. «Как художник Кобекин наделен острым чувством времени… В этом отношении его игра в высшей степени “нейтральна”, объективна, отстранена, свободна от каких-либо романтических проявлений… Но смена “ракурса” восприятия заставляет картину тут же “вспыхнуть” тысячью смыслов, подтекстов, аллюзий», – писала исследователь фортепианного искусства Людмила Горбовец.

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!