Тибоде Жан-Ив (фортепиано)

Один из наиболее востребованных и успешных солистов нашего времени. Двукратный номинант премии Grammy. Француз, много лет живущий в Лос-Анджелесе, сохранивший характерные черты французской фортепианной школы: элегантность, изящество, поэтичность. Помимо классики, играет джаз, записывает саундтреки к фильмам, аккомпанирует оперным звездам. Известен как самый стильный пианист планеты. Многочисленные знакомства с деятелями искусства в Голливуде и по всему миру способствовали участию Тибоде в проектах в области кино, моды и визуальных искусств.

В свое время виртуозность пианиста произвела впечатление на Владимира Горовица, который назвал услышанное исполнение «изумительным». Ныне выступления Тибоде неизменно вызывают восторженные отзывы у прессы: «Огромная энергия, блестящая техника и непревзойденный артистизм», «Музыкант с бесстрашными, безупречными пальцами», «Технически внушительный и заряженный энергией и страстью», «Трудно представить, чтобы эта музыка возникала с большей любовной утонченностью и изысканностью», «Ноты Жана-Ива были прозрачны, как сверкающие звезды в безоблачную ночь», «Отличная способность раскрашивать звук и петь на фортепиано», «Его очень личный образ неуловимой равелевской Вселенной», «Дебюсси был исполнен с сверхъестественной проницательностью»…

Тибоде родился в 1961 году в Лионе в семье музыкантов-любителей: отец играл на скрипке, а мать, довольно искусная пианистка, познакомила сына с фортепиано. Уже в 7 лет Жан-Ив впервые сыграл на публичном концерте, а в 11 лет выступил с оркестром, исполнив фортепианный концерт Равеля. Неслучайно Тибоде называют «наследником Равеля»: с 12 лет он учился в Парижской консерватории у коллеги и ученицы композитора Люсетт Декав, а также у Альдо Чикколини; впоследствии запись всех фортепианных сочинений Равеля принесла Тибоде номинацию на «Грэмми». В 15 лет юный виртуоз выиграл первый приз на конкурсе Парижской консерватории, а в 18 – одержал победу на состязании молодых музыкантов в Нью-Йорке и завоевал «серебро» на конкурсе в Кливленде.

Глубина интерпретаций, чувственность, блистательная техника и природная харизма обеспечили Тибоде мировое признание. Его карьера длится уже более 30 лет. Он выступает в лучших залах мира с ведущими оркестрами под управлением крупнейших дирижеров современности – Владимира Ашкенази, Герберта Блумстедта, Андрея Борейко, Валерия Гергиева, Джеймса Ливайна, Эса-Пекка Салонена, Леонарда Слаткина, Тугана Сохиева, Бернарда Хайтинка, Риккардо Шайи, Мариса Янсонса, Густаво Дудамеля, Семена Бычкова, Филиппа Жордана, Александра Лазарева, Андриса Нельсонса, Кента Нагано. В числе его партнеров по камерному ансамблю – скрипачи Джошуа Белл, Мидори, Юлия Фишер, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Трульс Мёрк, Даниэль Мюллер-Шотт, Готье Капюсон, американский Струнный квартет Россетти. Он признается, что обожает певческий голос. В числе певцов, кому он аккомпанировал – Рене Флеминг, Чечилия Бартоли, Ангелика Кирхшлагер, Дмитрий Хворостовский, Бригитта Фассбендер.

В дискографии Тибоде – более 50 альбомов с классикой, джазом и музыкой к кинофильмам. Большинство из них записаны британским лейблом Decca Records и отмечены премиями Schallplattenpreis, Diapason d`Or, Choc du Monde de la Musique, Gramophone, Echo, Edison. Среди них – диски с концертами Сен-Санса в сопровождении Оркестра Романской Швейцарии под управлением Шарля Дютуа (номинировался на Grammy); альбом «Ария: Опера без слов», включающий транскрипции арий Сен-Санса, Р. Штрауса, Глюка, Корнгольда, Беллини, И. Штрауса-сына, П. Грейнджера и Пуччини (часть транскрипций принадлежит самому Тибоде), приношения великим джазменам ХХ века Дюку Эллингтону (Reflections on Duke) и Биллу Эвансу (Conversations With Bill Evans), произведения Гершвина в аранжировках для джаз-оркестра и Симфония «Век тревог» Бернстайна с Балтиморским симфоническим оркестром под управлением Мэрин Олсоп. В 2016 году, к 150-летию Эрика Сати, Тибоде записал полное собрание фортепианных сочинений композитора.

Музыкант тесно связан с миром моды и кинематографа. Его концертный гардероб создан известным лондонским дизайнером Вивьен Вествуд. Пианист солировал в саундтреках фильмов «Невеста ветра» об Альме Малер (также сыграл эпизодическую роль), «Портрет леди», «Искупление», «Гордость и предубеждение», «Во всем виноват енот» («Уэйкфилд»), «Жутко громко и запредельно близко». В 2000 году был приглашен к участию в американской антологии Piano Grand!, организованной Билли Джоэлом в честь 300-летия изобретения фортепиано.

Тибоде удостоен титулов Кавалера (2001) и Офицера (2012) Ордена искусств и литературы Французской республики, награжден Премией Пегаса на фестивале в Сполето (Италия, 2002), лауреат премии Victoires de la Musique в ее высшей номинации «Почетная победа» (2007). В 2010 стал одним из героев «Зала славы» знаменитой концертной площадки Hollywood Bowl в Лос-Анджелесе, где выступает на протяжении четверти века.

Прославленный пианист заботится о воспитании нового поколения исполнителей. В 2015-2017 годах он был артистом-резидентом Школы Колбурн в Лос-Анджелесе, в 2019 году – участником образовательной программы для юных музыкантов в Тэнглвудском институте Бостонского университета.

Его российские концерты проходили в рамках II Транссибирского Арт-фестиваля Вадима Репина, сотрудничества с Новосибирским симфоническим оркестром под управлением Г. Ринкявичюса, оркестром Москвы «Русская филармония» под управлением Д. Юровского и Симфоническим оркестром Татарстана под управлением А. Сладковского.

Концертный сезон 2019-2020 Жана-Ива Тибоде отмечен сотрудничеством с американским Сент-Луисским симфоническим оркестром под руководством Стефана Денева, гастрольным туром с японской скрипачкой Мидори, участием в исполнении «Турангалила-симфонии» Мессиана с Лионским национального оркестра, представлением мировой премьеры Аарона Зигмана «Танго Манос» с оркестрами Пекина, Радио Франции и Сан-Франциско, выступлениями в Лионе, Хьюстоне, Лос-Анджелесе, Бостоне, Нью-Йорке, Неаполе, Токио, поездкой на летний фестиваль в Бад-Киссинген (Германия), мировым концертным туром с произведениями Равеля, Сен-Санса, Коннессона и Дебюсси.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!