С началом войны симфонический оркестр расформировали. Музыканты уходят на фронт. Оставшиеся – под руководством М.И. Павермана и А.М. Когана – выступают в клубах, на агитпунктах и в госпиталях, выезжают в действующую армию. В филармоническом зале тоже звучит музыка, которую исполняли, в том числе, эвакуированные из Москвы и Ленинграда артисты.
Первым полноценным послевоенным сезоном становится сезон 1945/46. В филармонию приезжают мэтры классического искусства: Марина Юдина, Вера Дулова, Михаил Фихтенгольц, Станислав Кнушевицкий, Яков Флиэр, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Генрих Нейгауз, Наум Шварц, Лев Оборин, Курт Зандерлинг, Натан Рахлин, Кирилл Кондрашин; и представители нового поколения виртуозов: Алексей Скавронский, Дмитрий Башкиров, Станислав Нейгауз, Евгений Малинин, Берта Маранц, Яков Зак, Мстислав Ростропович, Наталья Гутман, Наталья Шаховская, Игорь Ойстрах, Виктор Третьяков, Григорий Соколов, Элисо Вирсаладзе. C 1945 года гастролирующий оркестр представляет филармонию в других регионах страны.
В 1950-е годы академическое искусство «приходит» к жителям области. Концертных бригады солистов и филармонических коллективов выступают перед сельчанами «на местах». Лекции-концерты проходят в Тавдинском, Туринском, Гаринском, Ивдельском, Верхотурском, Алапаевском районах.